Закончившийся
в воскресенье в Мальме чемпионат Европы по фигурному катанию
в очередной раз подтвердил репутацию турнира весьма
предсказуемого. Во всех четырех разделах программы первыми
стали те, от кого ждали победы. Все они представляют Россию.
Несмотря на то что отечественное фигурное катание вот уже 30
лет доминирует в Европе, это всего четвертый случай в
истории, когда все золото континента уезжает в одну страну.
Каждый раз это была Россия.
Включите свет!
Конечно, все догадывались, что после ухода Алексея Ягудина
мужское фигурное катание будет выглядеть как-то иначе. Но
что перемена окажется столь разительной, пожалуй, большой
сюрприз. Собственно, не в Солт-Лейк-Сити, а только сейчас
выяснилось, чем был для фигурного катания Ягудин - не просто
лучшим фигуристом прошлого олимпийского цикла, но реактором.
Мощь этой АЭС кормила многих. В этом сезоне иногда
складывается ощущение, что электричество вырубили.
Это можно было бы назвать эффектом послеолимпийского года,
если бы у женщин не наблюдалась обратная ситуация - там все,
напротив, как с цепи сорвались. Японки штампуют тройные
аксели, 15-летняя девочка из Италии делает в одной программе
два каскада 3+3, Кван и Слуцкая катаются с жаром юниорок -
все это выглядит, как начало нового, "золотого" века, где
всем найдется место и прежним, и новым.
А вот что происходит у мужчин. На последнем чемпионате
России в произвольной программе впервые за последние годы ни
один участник не исполняет прыжок в четыре оборота. Правда,
не было Плющенко. Но зато в недавнем чемпионате США
участвовал Гейбл, который как прыгун, возможно, даже сильнее
Плющенко. Гейбл в своем уме заявляет, что намерен в
произвольной программе первым в истории исполнить четыре (!)
прыжка в четыре оборота и, кажется, впервые с отроческого
возраста не делает ни одного. Чемпионом становится Вайс. Без
четверных. Чемпионат Европы, в кои-то веки неожиданно
переплюнул чемпионаты России и США. Здесь в произвольной
программе пятеро исполнили четверные прыжки. Но никто -
дважды за программу.
Фигурное катание лишилось лучшего, что в нем было, -
соперничества Ягудина и Плющенко. И сегодня соревнования
мужчин стали самым предсказуемым разделом фигурного катания,
как в иные времена танцы. Совершенно невозможно представить
те обстоятельства, при которых Евгений Плющенко может что-то
проиграть, будь это чемпионат Европы, чемпионат мира или
будущие Олимпийские игры. Амплуа серебряного призера
Солт-Лейк-Сити задано на три года вперед: он выходит на лед
в роли памятника самому себе. Это консервация прежних
достижений, но не их развитие. Новая произвольная программа
Плющенко - не слишком творческая перелицовка предыдущих -
The
best
of
Pluschenko.
Нормально. Допустимый ход для того, у кого действительно
есть это
The
best.
Только музыкальное сопровождение вызывает легкое недоумение.
Это саундтрек к сериалу "Бандитский Петербург", написанный
известным питерским изготовителем поп-шлягеров Игорем
Корнелюком. Музыка плоская, даже у Корнелюка - это не
лучшее. Правда, Жене нравится. Это ни в коем случае не укор
чемпиону. Всего лишь убежденность в том, что Принц - как
называет своего лучшего ученика тренер Алексей Мишин - не
может позволить себе жениться по любви. Плющенко и Корнелюк
- мезальянс. Величайшему фигуристу современности следует
быть разборчивее в своих музыкальных привязанностях.
Во всем остальном Плющенко безупречен. То, что он не показал
в Мальме обещанной Мишиным "сложности", совершенно понятно.
Как бы Женя ни хотел казаться памятником, он человек,
поэтому идет к победе кратчайшим путем. Ну в самом деле,
зачем надрываться, если ты видишь, как единственный, кто
теоретически может тебя обыграть, сражается не с тобой, а со
своими страхами, и в очередной раз им проигрывает.
Говоря прямо, четвертое место Ильи Климкина - это черт-те
что. То, что он проиграл Бриану Жуберу, еще как-то можно
понять, хотя и его Климкин, человек, который первым в
истории выполнил в одной программе четверной сальхов и
четверной тулуп, должен обыгрывать. Климкин уже в
Солт-Лейк-Сити должен был драться за медали с Плющенко и
Ягудиным. Вместо этого он сегодня отдает европейскую бронзу
Станнику Жанетту.
Я обожаю смотреть Жанетта. С точки зрения хореографии,
пластики - это, наверное, самое оригинальное, самое
изысканное, что есть в мужском одиночном катании. Но, увы,
не самые великие ноги воплощают эти фантазии. Бедный Станник
не прыгает четверной и даже с каскадом тройной аксель -
тройной тулуп справляется через два раза на третий.
У Климкина тоже совсем нетривиальные программы - я
восхищаюсь работой его хореографа Ирины Колгановой. Поэтому
его поражение вдвойне вопиюще - споткнуться во вращении,
упасть на ровном месте! Нет, это уж слишком. Пусть Жанетт
формально выше Климкина на 3 сантиметра и, может быть,
тяжелее, но в фигурном катании Климкин со своими четверными
- тяжеловес. И он побит в Мальме средневесом.
Климкин - это анти-Ягудин. Если олимпийский чемпион-2002
является примером предельной реализации своих способностей,
то Климкин - абсолютный чемпион по их нереализации. Если я
скажу, что Климкину дано больше, чем Ягудину, что
технически, пластически, наконец, музыкально он одарен
больше, много больше, то услышу громкий свист и улюлюканье.
Позвольте эти шумы направить по адресу Ильи. За Климкина так
обидно, что ему даже не хочется сочувствовать. Сам виноват.
Что делать? Клонировать
Итак, что же делать в отсутствие Ягудина, когда одни слишком
поглощены своим величием, чтобы двигаться вперед, а другие
не знают и не верят в то, что им дано? Ответ получен
быстрее, чем можно было ожидать. Ответ вполне в духе
XXI
века. Надо создать копию Ягудина, так сказать, его клон.
Француз Бриан Жубер называет своим кумиром Алексея Ягудина.
Но этого мало. Он еще статью, слегка тяжеловатым стилем
прыжков похож на своего кумира, рядом с которым ему даже
довелось постоять на пьедестале почета прошлого чемпионата
Европы. Самый, возможно, востребованный хореограф нашего
времени Николай Морозов (в этом сезоне он подготовил
программы для американских суперзвезд - Саши Коэн и Мишель
Кван) решил довести сходство до того предела, когда
совпадение приобретает значение символа. В своей короткой
программе Жубер буквально повторяет рисунок дорожки шагов
Ягудина из его прошлогодней короткой программы, которую
многие опытные наблюдатели склонны считать лучшей в истории
фигурного катания.
Фанаты Ягудина, разумеется, сочли это святотатством и
поспешили обозвать примером циничной хореографической
халтуры, которая, чего греха таить, торжествует в фигурном
катании. Но это слишком поспешный вывод. Искусный Морозов в
данном случае не халтурит, а жаждет узнавания. Хочет, чтобы
это читалось, как цитата, чтобы в сознании зрителя возникала
стыковка двух имен и возникал некий образ передачи власти:
"Я, помазанник Божий, вверяю тебе, достойный отрок, власть
свою".
Морозов, конечно, сильно рисковал. Но француз, что бы ни
говорили ортодоксальные ягудинцы, не опошляет искусство
олимпийского чемпиона, он лишь его уценивает. Поскольку
любое тиражирование умаляет оригинал. Но в целом фокус
триумфально удался. Девочки визжат. А судьи - эти самые
просвещенные болельщики - по окончании произвольной
программы распространили на Жубера то правило, которое
частенько применяли в отношении Ягудина. За счет второй
оценки они вытащили француза, не исполнившего четверной
прыжок, на второе место.
Бриан Жубер в свои 18 лет - уже сильный спортсмен, таких в
Европе 100 лет не было (если все-таки рассматривать Россию
как отдельный материк фигурного катания). Он хорошо прыгает,
что доказал в произвольной программе, в нем есть характер,
твердость, злость. В нем никто не угадывает большого
артиста, как, собственно, и в Ягудине четыре года назад. Мы
будем следить за экспериментом по клонированию Ягудина. Все
заинтересованы в его успехе. Пусть не сам Ягудин (я не очень
верю в его возвращение из шоу-бизнеса в спорт), так хотя бы
тень его выведет фигуриста № 1 из состояния бронзового, или,
вернее, золотого, спокойствия. Плющенко не сказал еще и
половины того, что должен сказать в фигурном катании. Ему
есть куда двигаться, в чем развиваться. "Мы не зациклены на
победах, мы думаем о том, как сделать фигурное катание
лучше, интереснее" - в этой торжественной фразе его тренера
Алексея Мишина, брошенной в Солт-Лейк-Сити, хотелось бы
видеть больше, чем гордость проигравшего.
Танцуют все
Если мужское фигурное катание померкло без Ягудина, то в
танцах, напротив, никто не заметил ухода трех ведущих пар.
Лампы накаливания сияют тем же светом или, нет, иначе -
как-то приятнее. Во всяком случае, давно результаты в этом
разделе не находились в таком согласии с неким коллективным
чувством здравого смысла. Дело именно в здравом смысле, а не
в патриотизме. Россия после трехлетнего перерыва вернула
себе первое место в Европе, столько же на пьедестале не
появлялись две наши пары. Но не в этом дело.
С Лобачевой и Авербухом все просто, они выступали как бы вне
конкурса. В Нагано они получили больше, чем золотую медаль,
- свободу. Знаю, как было трудно Илье Авербуху, как через
"не могу", почти через тошноту ему приходилось заниматься на
льду тем, чем он не хотел заниматься. Ради конъюнктуры, ради
результата. Теперь, завоевав титул чемпиона мира и
прикрываясь им, как щитом, Илья получил право делать, то о
чем мечтал: танцевать с Ириной рок-н-ролл. Они выиграли в
Мальме не потому, что объявили о своем уходе по завершении
сезона и судьи решили с почетом проводить их на пенсию, как
говорят злые языки. А потому, что были абсолютно свободны в
своем рок-н-ролле, и еще потому, что очень многому научились
в танцах. Теперь на чемпионате их ждет серьезная драка с
канадской парой Бурн-Краатц за право уйти первыми. Ее
репетиция, особенно в части произвольного танца, прошла
блестяще.
Но это всего лишь интрига нынешнего сезона. Как и положено
после Олимпиады, в танцах начался великий передел, война за
поул-позишн к Играм-2006. Поэтому, если вспомнить, кто был в
призерах на первом чемпионате Европы после Олимпиады в
Нагано (вторыми - Анисина-Пейзера, третьими -
Лобачева-Авербух, а чемпионы - Крылова-Овсянников
безвременно, из-за болезни партнерши, покинули спорт), то
болгарскую пару Денкова-Ставицкий и русскую
Навка--Костомаров можно назвать фаворитами гонки. С одним
добавлением. В Америке появилась такая пара, какой у нее не
было никогда: Танит Белбин и Бенджамин Агосто. Кто из этих
трех команд придет к финишу первым - почти и неважно. В
любом случае это будет победа танца. Искусство, стиль каждой
из этих пар соотносится с определенной танцевальной
культурой. Навка и Костомаров воплощают традицию, Денкова и
Ставицкий - абсолютное к ней презрение, то есть модернизм, а
Белбин и Агосто, судя по тому, как они развиваются (это еще
очень молодая пара), станут эмблемой культуры мюзикла.
В танцах, кажется, намечается долгожданное пробуждение от
тяжелого 15-летнего забытья, когда на льду был выведен
жуткий гибрид танца и драмтеатра. Вот это-то и не нравилось
лучшему ледовому танцовщику нашего времени - Илье Авербуху.
Но, увы, уже не ему танцевать в этот век свободы.
Четыре золотых турнира России
1997 (Париж). Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Марина
Ельцова- Андрей Бушков, Оксана Грищук-Евгений Платов.
1998 (Милан). Алексей Ягудин, Мария Бутырская, Елена
Бережная- Антон Сихарулидзе, Оксана Грищук--Евгений Платов.
1999 (Прага). Алексей Ягудин, Мария Бутырская, Мария
Петрова- Алексей Тихонов, Анжелика Крылова-Олег Овсянников.
2003 (Мальме). Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, Татьяна
Тотьямянина-Максим Маринин, Ирина Лобачева-Илья Авербух.
|