|
|
Элементы:
Для начала следует сказать, что лезвие конька имеет два
ребра – наружнее и
внутренее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто
употребляют сокращения типа RFI или LBO. Происхождение этих сокращений
очень простое: R (right) означает "правый", L (left) – "левый", F
(forward) – "вперед", B (backward) – "назад", I (inside) – "внутрь" и O
(outside) – "наружу". То есть RFI означает движение на правой ноге
вперед
на внутреннем ребре, а LBO – на левой ноге назад наружу. С точки зрения
зрителя, единственная сложность здесь – это разница между движением на
наружном и на внутреннем ребре, поскольку фигуристы далеко исполняют
четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно
увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо
наружу, либо внутрь.
Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая
базовая
из них – это шаги. Вообще-то почти любой переход с одного ребра на
другое
можно расценивать как шаг. В программах шаги присутствуют в виде дорожек
шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps).
И
в том, и в другом случае ценится прежде всего четкость и плавность
исполнения. В идеале должно быть ясно видно с какого и на какое ребро
переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и
видимых
усилий. Кроме того учитывается сложность самих шагов, а также то,
насколько эти шаги согласуются с музыкой.
Следующая группа элементов – спирали. С этим понятием есть некоторая
путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне
определенный
элемент, называемый у нас ласточкой, а то что называем спиралями мы, в
английском языке будет или spiral sequence, или moves in the field. При
исполнении спиралей ценится прежде всего все те же реберность и
плавность:
насколько четко выражено ребро (насколько оно "глубоко" (deep),
насколько
уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо "держит" позицию и
насколько долго он в ней находится. Следует ценить способность
спортсмена
скользить на "хорошем" ребре. При оценке комбинации спиралей учитывается
так же сложность "перехода" от одной ласточки к другой. Вращения делятся
на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги,
комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и
совместные) и танцевальные. Однако, несмотря на множество возможных
вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка
(фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно
всегда
оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем
быстрее,
тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений
обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in
dansehold).
Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и
пар.
Их оценивают "двояко" с одной стороны как вращения (то есть по тем же
центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В
"прыжковой" части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную
позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по
приземлении.
Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного
катания.
В настоящий момент "стандартом" для женщин является исполнение все
тройных
прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух
тройных прыжков. Для мужчин "стандарт" все тройные, включая аксель,
четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и
тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления.
Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или
свободной ногой, и при этом "выезжать" из прыжка, а не останавливаться
сразу по приземлении. Однако не менее важен и заход на прыжок: все
прыжки
должны исполняться с одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая
ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна
также и амплитуда исполнения прыжка.
Элементами парного катания являются тодесы (death spiral), различающиеся
по ребру на котором "скользит" партнерша, выбросы (throws),
различающиеся
по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку, например, выброс
тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых
партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед
(наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а
также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука
на
бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке
и
лассо, при котором партерша перед заходом на поддержку скользит назад
перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим
элементам легче всего понять из списка ошибок.
-
Вращения
-
Спирали
-
Шаги
-
Прыжки
|